Свобода

 

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

А. С. Пушкин

Это очень простая, пресная до обыденности история. Есть ли у нас свобода выбора? Среднестатистический человек просыпается в серийной квартире под звон серийного будильника, пьет серийный растворимый кофе, смотрит серийные (по всем каналам одни и те же) новости, садится в серийный автомобиль, едет на работу, где выполняет серийные обязанности, для того, чтобы покупать себе серийные продукты, одежду, получать серийные удовольствия. Примерно так начинается фильм «Ирония судьбы».

Такая жизнь подобна хорошо отлаженному конвейеру. Стоп. Отмотаем назад. Почему же получилось так, что все как один хотят пить «Колу», стирать «Тайдом», бриться «Жилеттом», и если речь идет о машине, то в мечтах рисуется именно «Мерседес»? Вроде бы на вкус и цвет товарищей нет? На самом деле этот недостаток легко поправим, и вам быстро подыщут товарищей по интересам, или же вас самих определят в уже сформированную группу товарищей. В принципе, появляясь на свет, человек уже отождествляется с этой группой — с обществом, массой, публикой, большинством. «Человек принадлежит обществу», — говорит Гоголь устами своих «игроков». А где есть общество, там естественным образом появляется общественное мнение (т.е. мнение большинства) и общественные отношения (по-английски Public relations, сокращенно — Pr). «Связи с общественностью» — возможны ли они без уподобления толпе? Без отсутствия свободы выбора?

 

Считается, что впервые определение пиару дал Томас Джефферсон — третий президент США (1801 — 1809). Управление общественным мнением. Ах, вот оно что! Значит, наше с вами мнение кто-то может изменить? А для чего? Или спросим по-маккиавеллевски: «А кому это выгодно?» Ответ ясен: тем, кто что-то продает нам с вами. Тем, кто стоит во главе нашего индустриального общества, рассчитанного на одинаковых людей с простыми алгоритмическими потребностями. Две буквицы — Pr… Здесь я, наконец, поясню свой несколько высокомерный тон. Дело в том, что «продавцы» играют на достаточно низменных человеческих чувствах, даже, я бы сказал, инстинктах — врожденных эгоистических доминантах. Хотя внешне все выглядит вполне пристойно — продавцы лишь создают поводы для привлечения внимания масс, или заняты «упаковкой» и тиражированием идей и товаров. Для этого существует множество пиаровских приемов, которые точно бьют в цель, то есть формируют и корректируют общественное мнение. Ну а дальше начинается гонка за всем НОВЫМ. Едва вы успели выплатить кредит за компьютер, как появляется более мощный. Купили сотовый телефон — через пару месяцев в продаже появится такой же, но со встроенной видеокамерой! Автомобиль с более тихим двигателем так и «продвигают» в ваше созание. Кстати, глагол «продвигать» в бизнесе всё чаще заменяют словом «пиарить». Не говорю об одежде, мода на которую меняется ровно раз в сезон. Таким образом, человек начинает «отставать» от вещей и бросается за ними в погоню! А это уже не свобода выбора, а навязывание и подчинение.