Свобода выбора

 Свобода выбора и обработка мозга рекламой

 Эффективность рекламы, которая вооружена до зубов техникой пиара, во многом зависит от использования подсознательных стремлений человека компенсировать это отставание за счет неких символов — норковой шубы, дорогой обуви, современной бытовой техники, членством в фитнес-клубе и т.п. Этот эффект комически описан у Ильфа и Петрова на примере заочного соперничества «людоедки» Эллочки Щукиной с дочерью миллионера Вандербильда. Эту погоню поощряют две формулы пиар-технологов, скрытые за фасадом рекламных кампаний: «Покупайте, потому что этого нет ни у кого» и «Покупайте, потому что это очень похоже на то, что уже есть у других». Чем эффективнее реклама, тем меньше свобода выбора

  Обычный человек боится стать «белой вороной» и сойти с дистанции, прекратить участие в этой потребительской гонке. Но… Здесь автор сменит тон и посмотрит на обстоятельства с другой стороны. Идущий по вышеописанному пути «цивилизованный человек» живет не в пещере, не в шалаше, а в квартире с водопроводом, электричеством и остальными облегчающими жизнь удобствами. Он не кормится охотой или рыбалкой, а приходит в гипермаркет, где выбирает среди сотни разных сортов свои любимые продукты, порой даже не требующие длительного приготовления. Общество пытается заботиться о здоровье своих членов, о подрастающем поколении, об элементарном удобстве существования, — все это необходимо для выживания. В идеале человечество хочет жить на всем готовеньком. Футуристические романы эксплуатируют описание мира, в котором за людей все делают машины. Какая же роль в этих романах отводится человеку? А человек просто созерцает! Но это только в книгах. Свобода выбора подрузамевает: быть не как все, а во многом и против всех.

  Потребительское же общество не оставляет времени для созерцания. Где же выход из этого замкнутого круга пиара — то белого, то чёрного? Он заключен в нашем главном человеческом праве — праве выбора, ведь даже если нам в глаза смотрят одни и те же этикетки, нам нужно только опустить глаза вниз, и на нижних полках нам улыбнутся другие (этикетки). Кроме «колы» есть десятки сортов лимонада с другими ароматизаторами. Кроме «Тайда» — сотни других стиральных порошков. Да и «Мерседес» — не единственный дорогой и надежный автомобиль. На рынке продавцы тоже всегда кричат, что их дыни самые сладкие, вкусные и сочные, но мы можем и должны выбирать ту, которая нравится нам самим! А если дыня нам вообще не нужна, то мы ее и не купим. Этот подход необходимо использовать во всем, что касается потребления: от покупки спичек до выбора квартиры, от просмотра телепрограмм до голосования за кандидата на высокий пост. Доверять только своему мнению очень легко и очень трудно одновременно, так как все время будет возникать желание оценить свои поступки и действия с точки зрения других людей. Так вот, если такое желание возникает, просто думайте о чем-то другом — и непременно о хорошем! Свобода выбора — это то, что делает нас людьми.

Михаил ГЕНДЕЛЕВ